Областной педагогический проект

В нашем учреждении дошкольного образования реализуется педагогический проект
Минского областного исполнительного комитета
"Развитие интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики"
в рамках республиканского проекта "Информатика без розетки"

https://informatika.park.by/

Сроки реализации проекта: 2020-2022 гг.

Координатор проекта: Минский областной институт развития образования.

Руководитель педагогического проекта: заведующий Нецветаева Елена Михайловна.

Координатор педагогического проекта: заместитель заведующего по основной деятельности Алексеева Наталья Николаевна.

Участники педагогического проекта: воспитатели дошкольного образования Мурин Алена Владимировна, Насанович Валентина Михайловна, Ошуркевич Ирина Владимировна, Кондратович Алеся Дмитриевна, педагог-психолог Черных Анна Сергеевна; воспитанники старших групп.

Узнать о реализации проекта в нашем учреждении Вы можете, перейдя по ссылке на презентацию, подготовленную для районного методического объединения заместителей руководителей учреждений дошкольного образования Дзержинского района Минской области. Данная презентация позволит познакомиться с проектом и игровыми модулями, подготовленными педагогами учреждения в рамках открытого конкурса "Информатика без розетки", увидеть фотографии с игр, занятий педагогов учреждения в рамках проекта.

https://drive.google.com/file/d/1vAx7PanoH7zzQDVi9iYizxYBslTetnOP/view

В декабре 2020 года педагоги учреждения получили поощрительные призы Парка высоких технологий за участие в открытом конкурсе "Информатика без розетки"

Церемония награждения участников открытого конкурса "Информатика без розетки" на страницах периодической печати

О ХОДЕ ПРОЕКТА ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА МОГУТ УЗНАТЬ В ПУБЛИКАЦИЯХ НОВОСТНОЙ СТРОКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эссе "Будущее начинается здесь"

 

 

Воспитатель дошкольного образования
Мурин Алена Владимировна

«Будущее начинается здесь!»

Цифровые технологии прочно вошли в процесс современного образования, в корне изменив его. Трудно представить современное дошкольное учреждение, в котором не было бы компьютера, телевизора, проектора, интерактивной доски. Именно «цифра» сделала информацию доступнее. Благодаря избытку информации, современного ребенка трудно чем-либо удивить. Любой дошкольник на уровне опытного пользователя умеет использовать смартфон; для получения информации выйти в интернет, найти мультфильмы, игры и многое другое, что гораздо быстрее и легче для него. Но важно понимать, что компьютер — это не приоритетное средство познания окружающего мира. Главное, чтобы дети самостоятельно научились мыслить — и мыслить логически! И здесь велика роль взрослого, который находится рядом!

Воспитатель дошкольного образования… Каким он должен быть? На мой взгляд, он должен быть интересен своим воспитанникам — веселым непоседам, пытливым озорникам, настоящим исследователям, непредсказуемым и непосредственным, таким разным и в то же время таким одинаковым — одинаковым в своем желании познать этот мир. Я уверена, что педагог, прежде всего, должен быть сам мотивирован на профессиональное развитие, на овладение новыми компетенциями, в том числе и в области информатики.

Как активный человек, я открыта для всего нового. Поэтому когда мне предложили участие в педагогическом проекте «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики», который предполагал обучение детей информатике без использования компьютера, я с радостью согласилась. Понимала, это мой шанс для профессионального развития, уникальная возможность познакомить моих воспитанников с миром информатики.

Проект с первого же этапа захватил меня неординарным подходом к изучению информатики. Информатика без розетки! Без компьютера? Как это возможно?! Обучение на онлайн-курсе: для начинающих» в рамках образовательного проекта «Программирование — вторая грамотность» еще раз подтвердило правильность принятого мною решения. Это оказалось непросто, но как интересно! Убедитесь сами! Попробуйте записать высказывание «Если компьютер включен, то можно на нем работать» в форме логического выражения; либо доказать истинность или ложность того или иного суждения. Совсем непросто, как это может показаться на первый взгляд. А как же с этим справятся дети?

При организации нерегламентированных видов деятельности с воспитанниками воспользовалась разработанными Парком высоких технологий конспектами занятий, дидактическими и наглядными материалами, методическими рекомендации по проведению игр и упражнений. Заметно, что детям интересно. Но справиться с заданием с первой попытки не каждому удавалось. Например, с трудом давалось построение ложных и истинных высказываний с частицей не. При выполнении заданий на выбор предметов с исключением одного признака из трех, дети исключали один признак, выделяли еще один, но про третий забывали и не учитывали его. Не всегда получалось выполнять игровые задания в команде. И здесь я старалась вовремя прийти на помощь, направляя их действия, разъясняя, показывая на примерах и т.д. От занятия к занятию стало заметно, что, размышляя и проговаривая ситуацию, моим воспитанникам стало легче и быстрее выполнять игровые задания.

Наиболее интересны для детей были эстафетные задания, задания с передвижением, с раздаточным материалом («Найди отличия», «Собери пазл» и др.). В этом случае было важно создать соревновательный дух, эмоционально поддержать.

Заметила, что дети очень хорошо откликаются на такой вид деятельности, как конструирование. Поэтому при помощи различных видов конструктора создавала разные игровые ситуации (алгоритмы). Дети с удовольствием выполняли графические диктанты, прохождение лабиринтов, а также задания на развитие пространственного мышления: различение понятия размера и формы, пространственных отношений между предметами, различение правой и левой стороны, на заданное направление и др.

Отмечу и такой положительный момент игровых комплексов проекта, как легкую переключаемость детей с одной деятельности на другую; живое общение детей, которого бы не было, если бы игровые комплексы подавались через компьютер. Налицо не только развитие логического мышления, но и развитие коммуникативных навыков. Ведь общаясь, дети начинают лучше понимать друг друга, учатся договариваться между собой и решать совместно поставленные задачи.

Для себя отметила, что дети с увлечением рассказывают родителям о проводимых занятиях. От большинства родителей я получила поддержку, хотя в начале проекта многие не понимали, как обучать ребенка информатике без использования компьютера. Недоумение вызывал и тот факт, что в учреждении имеется современный SMART-центр с компьютерной техникой, компьютерным столом и интерактивная доска. Индивидуальные и групповые консультации, общение в online-режиме позволило не только расширить представления родителей об игровых комплексах проекта, но и постепенно сформировать потребность в совместной игровой деятельности. Демонстрируя использование развивающих комплексов в разных видах детской деятельности в условиях учреждения дошкольного образования, показала родителям, как важен процесс развития логического и системного мышления, алгоритмизации; как можно в увлекательной игровой форме научить ребенка самостоятельно приходить к решению той или иной проблемы, что в дальнейшем ему обязательно пригодится. Предложила родителям поиграть в подобные игры с детьми в домашних условиях. Некоторые из родителей даже признавались, что им нелегко давалось выполнение той или иной игровой задачи. И здесь на помощь приходили их дети, что меня, конечно, порадовало! Благодаря проделанной совместной работе у многих родителей в корне изменилось отношение к использованию детьми компьютеров и гаджетов. Отметила для себя, что родители с удовольствием подключились к работе творческой группы по изготовлению развивающих пособий. Мы стали не просто участниками образовательного процесса — мы стали равноправными партнерами!

Участие в проекте «Информатика без розетки» изменило мое отношение к профессии воспитателя дошкольного образования. Я как начинающий воспитатель поверила в себя, в свои силы! Поняла, что педагогом-профессионалом можно стать только обладая гибкостью и нестандартностью мышления, планируя и прогнозируя результаты своей педагогической деятельности, что означает овладение педагогом навыками логического мышления! Чем больше погружаюсь в работу, тем больше она захватывает меня, тем больше осознаю себя не обычным воспитателем, а воспитателем, знающим особый секрет развития интеллектуальных способностей детей. И этот секрет — Информатика! Информатика способна вовлечь в познавательный процесс каждого ребенка, стимулировать мотивацию, научить его мыслить и действовать самостоятельно.

Очень хочу, чтобы мои воспитанники научились мыслить креативно, мыслить по-новому. Ведь за ними будущее! И будущее мы создаем здесь, на этапе дошкольного детства!

Не случайно мы с ребятами сочинили небольшое стихотворение, которое стало девизом нашей группы:

Информатика — наука, без которой в жизни скука, Чтобы веселее жить, с нею будем мы дружить! Важно думать, размышлять — и логически решать!

 

 

свернуть