Скоро в школу

Сервис интеллектуального развития "Айкюша"

https://iqsha.ru/

Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей старшего дошкольного возраста

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение: 

1. правильно произносить все звуки языка;

2. выделять первый и последний звук в слове;

3. разделять слово на слоги;

4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

5. придумывать слова на заданный звук;

6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

Учитель-дефектолог Галай В.А.

свернуть

Показатели воспитания, обучения и развития ребенка от 5 до 7 лет

      Требования к уровню подготовки выпускника дошкольного учреждения обусловлены целями, задачами и содержанием дошкольного образования и включают ожидаемые результаты развития воспитанника, которые определены показателями воспитания, обучения и развития ребенка от 5 до 7 лет (далее – показатели).

      Показатели представляют собой перечень достижений ребенка, необходимых для его дальнейшего развития, и являются обобщенными социально значимыми ожиданиями развития ребенка, нормами развития детей в возрасте 5–7 лет (уровень образованности), ориентирами в деятельности взрослых (педагогических работников, законных представителей воспитанников), направленными на достижение установленной образовательной цели. (Образовательные стандарты ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ утверждены и введены в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012г.)

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательная область: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

-   Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

        - Проявляет основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила).

- Владеет элементами спортивных упражнений (катание на коньках, плавание и др.) и спортивных игр (баскетбол, хоккей, теннис и др.). Играет с удовольствием.

-   Занимается физическими упражнениями с удовольствием.

- Проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений, игр, интерес к соревнованиям со сверстниками в выполнении физических упражнений; умеет организовать подвижные игры со сверстниками.

- Владеет элементарными навыками здорового образа жизни: соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.

 

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

 

- Принимает взрослого в качестве педагога, требованиям которого он доверяет. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях. Здоровается, прощается, благодарит взрослых по собственной инициативе или при напоминании. Действует по устной инструкции взрослого. Стремится к доброжелательному вниманию, уважению, взаимопониманию и сопереживанию со стороны взрослых, сотрудничеству с ними. Проявляет чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия.

- Осознает себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем).

- Устанавливает родственные отношения, проявляет интерес к истории своей семьи.

- Здоровается, прощается, благодарит сверстников по собственной инициативе или при напоминании. Стремится к взаимопониманию и сопереживанию. Испытывает чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками.

- Планирует совместную деятельность, учитывая интересы и мнение партнера. Гибко использует коммуникативные умения при общении.

- Умеет общаться со взрослыми и сверстниками, играть в различные игры. Проявляет навыки общения с детьми разного возраста, внимание к эмоциональному состоянию детей и взрослых. Выражает готовность проявить заботу, сочувствие.

- Проявляет отзывчивость, просит о помощи и оказывает ее.

- Знаком с государственной символикой (флаг, гимн, герб), с животными, птицами, деревьями, цветами, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

- Знаком с понятием "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), знает достопримечательности своего города (села), своей Родины.

- Знаком с этническими признаками жителей республики, языком народа, лучшими качествами беларусов (доброта, отзывчивость и т.д.).

- Имеет представление о том, какие трудности возникают в жизни других людей, в том числе пожилых людей (бабушек и дедушек), инвалидов (взрослых и детей).

- Проявляет самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях.

- Соблюдает правила личной гигиены, владеет культурно-гигиеническими навыками (умывается, причесывается, чистит зубы, моет руки после туалета и др.), проявляет элементарные навыки самообслуживания.

- Относится положительно к выполнению оздоровительных мероприятий (воздушные, водные процедуры и др.).

- Принимает участие во всех видах детской деятельности. Проявляет предпосылки учебной деятельности (внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого, самостоятельно действует по заданию педагога, проявляет творческую инициативу, готов к волевому усилию для преодоления трудностей).

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательные области: "РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО", "ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ", "РЕБЕНОК И ПРИРОДА", "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ", "ИСКУССТВО"

 

- Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации.

- Задает вопросы о назначении предметов, причинах и последствиях явлений (природных, социальных, экологических). Группирует, классифицирует и строит серию из 5 - 10 предметов и явлений по 1 - 3 признакам.

- Выделяет форму в объектах (конструкциях, деталях строительного материала), анализирует форму предмета, подбирает материал определенной формы для создания выразительного образа.

- Различает цвета спектра и оттенки, знаком с приемами создания новых оттенков цвета.

- Ставит перед собой задачу запомнить. Владеет логическими операциями: анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует.

- Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Мысленно изменяет пространственные положения объекта, его частей, осуществляет преобразование. Использует условно-символические изображения (графические схемы, планы, модели). Устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

- Представляет с помощью символов как конкретные, так и абстрактные предметы, прогнозирует не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия.

- Проявляет произвольное внимание. Сосредоточен при исследовании новых объектов, способен удерживать внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий.

- Владеет сенсорными эталонами, перцептивными действиями, связанными с познанием.

- Выполняет предметно-орудийные, обследовательские действия, использует для исследования предметов и явлений элементарные измерительные приборы (весы, увеличительное стекло и т.д.) и материалы.

- Владеет простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.

 

Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

- Находит "один" и "много" среди предметов и явлений окружающего мира.

- Считает предметы до 10.

- Узнает цифры от 0 до 9.

- Делит целое на 2 - 8 частей. Понимает, что часть меньше целого, а целое больше части. Адекватно условиям употребляет слова "часть", "половина".

- Раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины.

- Знает и называет геометрические фигуры.

- Устанавливает пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.).

- Определяет последовательность частей суток, дней недели, месяцев, пор года.

 

Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА

 

- Имеет представления об элементарном строении, функциях и гигиене органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа).

- Владеет навыками ухода за животными и растениями, выполняет поручения заинтересованно и доброжелательно.

- Имеет элементарные представления о климате, животных (домашних и диких), растениях, сезонных изменениях в природе.

- Соотносит наличие типичных обитателей (2 - 3 животных) и растений с особенностями природных сообществ (леса, луга и т.д.) и особенностями климата: в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное), в жарких краях (зимы нет, жаркое лето), в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето).

- Устанавливает причинно-следственные связи: зависимость между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных, между особенностями внешнего вида животных, их поведением и средой обитания и др.

- Понимает необходимость бережного отношения к живой природе, энергетическим ресурсам.

- Имеет представления о том, что смена сезонов зависит от Солнца.

- Выполняет правила поведения в природе.

- Проявляет гуманное отношение к живому существу и природному сообществу; владеет навыками рационального природопользования ("не сорить", "ходить в парке по специальным дорожкам, а не по газону" и др.).

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

 

- Различает обобщающие понятия.

- Понимает значения многозначных слов разных частей речи, имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

- Владеет навыками элементарного осознания слова и словесных отношений.

- Понимает и использует в речи грамматические средства, активно ищет правильную форму слова.

- Имеет представление о грамматической структуре речи.

- Владеет навыками фонематического восприятия речи.

- Умеет правильно произносить все звуки русского языка.

- Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие - изолированные, в словах и фразовой речи. Дифференцирует пары звуков с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, л - р. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

- Определяет правильное произношение.

- Владеет общеречевыми умениями (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция). Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; условий общения.

- Проявляет культуру общения.

- Умеет самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.

- Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

- Проявляет индивидуальные творческие способности к речевой деятельности.

 

Образовательная область: РАЗВIЦЦЕ МАЎЛЕННЯ I КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСIН

 

- Адрознiвае беларускае i рускае маўленне.

- Разумее беларускую мову, умее адказваць на пытаннi педагога.

- Валодае некаторымi асаблiвасцямi граматычнага ладу беларускага маўлення: адзiночны i множны лiк асобных назоўнiкаў (садавiна, агароднiна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнiкаў да некаторых назоўнiкаў (доўгi цень, белае казляня, вясёлы гармонiк); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнiкаў (бераг - на беразе, гарох - у гаросе, па палях, па лясах); прыналежных прыметнiкаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын); параўнальнай (вышэйшы за, лепшы за) i найвышэйшай формаў прыметнiкаў (вышэйшы за ўсiх, найпрыгажэйшы); прыметнiкаў (уранку, узiмку).

- Валодае спецыфiчнымi беларускiмi марфолага-сiнтаксiчнымi зваротамi (балiць каму, хварэць на што, хадзiць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго i iнш.).

- Правiльна вымаўляе спецыфiчна беларускiя гукi: дж, дзь, ць, фрыкатыўныя г, г; заўсёды цвёрдыя гукi ч, р, гукаспалучэннi шч iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гукi ў у словах i фразах, а таксама вымаўляе словы з падоўжанымi зычнымi ў словах (калоссе, варэнне), ненацiскныя галосныя, рускiя i беларускiя словы, падобныя па гучаннi (зверек - звярок, ночь - ноч i да т.п.).

- Узнаўляе кароткiя лiтаратурныя творы на беларускай мове.

- Валодае элементарнымi навыкамi зносiн на беларускай мове.

- Заўважае моўныя асаблiвасцi беларускай мовы ў параўнаннi з рускай.

- Складае самастойныя выказваннi на беларускай мове.

 

Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

 

- Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию.

- Подбирает слова с заданным звуком.

- Делит двух-, трехсложные слова на слоги.

- Выделяет ударный слог, определяет место ударения в структуре анализируемого слова.

- Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением, понимает смыслоразличительную роль ударения.

- Имеет представление о предложении, делит его на слова, составляет предложения из 2 - 4 слов без предлогов и союзов.

- Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.

- Правильно употребляет в речи термины: "предложение", "слово", "слог", "ударный слог", "звук", "гласный звук", "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук".

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательная область: ИСКУССТВО

 

- Воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик, интерес к музыке разных жанров. Представляет музыкальный образ, его действия. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет:

характер музыки (веселый, грустный, нежный, взволнованный, загадочный, торжественный, решительный, важный и др.);

средства музыкальной выразительности: лад, темп и громкость ее звучания;

жанр музыкального произведения (марш, вальс, полька, песня), его характерные особенности;

голоса исполнителей (женский, мужской, детский).

- Проявляет интерес к самостоятельному музицированию на детских музыкальных инструментах.

- Поет выразительно, протяжно, без напряжения, естественным звуком; эмоционально откликается на содержание песни; четко и правильно произносит слова. Называет предпочитаемые песни, попевки и исполняет их. Проявляет интерес к пению взрослых и сверстников. Делится впечатлениями о понравившихся песнях.

- Проявляет интерес к музыкально-ритмической деятельности. Воспринимает музыку и двигается в соответствии с ее характером, ритмично, пластично, выразительно, передавая с помощью движений характерные черты музыкального образа. Водит хоровод, играет в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение, исполняет разные виды танцевальных движений, шаги, ритмичные хлопки, пляски и танцы, свободно ориентируется в пространстве. Активно включается в танцевальное и музыкально-игровое творчество.

- Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства). Имеет представления о видах искусства, жанрах живописи, функциях архитектуры и дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты. Знает некоторые специфические аспекты работы художника (живописца, графика), скульптора, архитектора, дизайнера, мастера прикладного искусства.

- Рисует предметы, декоративные элементы с натуры, по замыслу. Использует различные способы рисования, техники работы с новыми живописными и графическими материалами, средства художественной выразительности, различные цвета, линии (сплошная, штрих и другие), ритм. Владеет элементарными графическими умениями, необходимыми для овладения письмом: рисованием различных линий и условных графических знаков из 1 - 3 элементов в ограниченном пространстве, штриховкой различных фигур уверенными движениями.

- Лепит предметы, декоративные элементы по замыслу, самостоятельно выбирает сюжет, создает композицию в зависимости от сюжета. Владеет разными способами и приемами лепки. Использует средства художественной выразительности для создания образа (объем, форма, динамика (жесты, позы), детализация).

- Владеет аппликацией предметной, сюжетной, декоративной, плоскостной, полуобъемной, с элементами флористики. Знает технику создания коллажа. Выполняет аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Строит композицию. Использует детализацию.

- Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного (бросового) материала, бумаги (по образцу, условиям, замыслу, модели). Использует разные способы конструктивной деятельности, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала, учитывает свойства конструктивного материала.

- Проявляет интерес к слушанию сказок, рассказов, рассматриванию иллюстраций в книге, просмотру спектаклей, эмоционально реагирует на воспринятое.

- Имеет представления о литературных произведениях разных жанров, может назвать любимый персонаж.

- Выразительно читает небольшое стихотворение, пересказывает самостоятельно (или по вопросам) короткий рассказ, сказку, отвечает на вопросы по поводу их сюжета, содержания, поведения героев произведения.

- Составляет рассказ, сказку, короткую историю (по опорной схеме, опорным словам, по плану, по началу), используя игрушки или картинки.

- Самостоятельно (либо совместно со взрослым, под его руководством) драматизирует знакомые литературные произведения либо их эпизоды.

- Владеет некоторыми приемами кукловождения (марионеток, кукол с "живой рукой", би-ба-бо, планшетных кукол, пальчикового театра, театра Петрушки и др.).

- Имеет опыт совместного художественного творчества (в театрализациях, кукольных спектаклях, подготовке и оформлении декораций к ним и т.д.).

свернуть