Советы учителя-дефектолога

В учреждении дошкольного образования работают пункт коррекционно-педагогической помощи, группы интегрированного обучения и воспитания, специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи.

С графиками работы учителей-дефектологов можно ознакомиться в разделе "Специальное образование" во вкладках "Пункт коррекционно-педагогической помощи", "Группы интегрированного обучения и воспитания", "Специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи".

 

Развивающие игры для детей с РАС

 

 

Предлагаем вашему вниманию перечень игр, которые особенно полезны и доступны для детей с аутизмом. Выберите то, что больше всего подходит вашему ребенку, и разделите с ним веселье!

Занятия для детей от 1 года до 3-х лет

Мешок фасоли

Засыпаем в большую пластиковую ванну высушенную фасоль, рис, небольшие каштаны или бусины. Зарываем в наполнитель небольшую игрушку и просим малыша достать ее. Ощущения, испытываемые при погружении руки в бассейн из фасоли, способствуют сенсорной интеграции ребенка и дают ему возможность приобрести новый осязательный опыт.

Особое предупреждение! Играть только под присмотром взрослого в виду того, что дети с РАС часто тянут в рот самые неожиданные и несъедобные предметы.

Выдувайте пузыри

Если ребенок не умеет дуть сам, пусть он помогает вам откручивать крышку пузырька и погружать внутрь форму. Здесь вы можете добиться первого осознания понятия «по очереди» и чуткого взаимодействия в паре с ребенком.

Показывайте пальцем на пузыри, выражайте гипертрофированную радость и восторг – это поможет развить у малыша с РАС столь важное разделенное внимание.

Пальчиковые краски

Этой забаве самое место в ванной – вымазанными в краске пальчиками очень легко перемазать все вокруг и себя самого. Дети узнают больше о цветах, ощупают самые разные поверхности и познакомятся с новым, необычным ощущением от краски на коже.

Такая забава поначалу нравится не всем, но однозначно стоит пытаться ее привить. Для этого пробуйте ее и в более старшем возрасте. Нередко по ходу прогресса в развитии и рассеивания аутичного «тумана» ребенок начинает интересоваться теми субстанциями, которые раньше категорически отвергал (песок, пальчиковые краски, пластилин).

Стих и песни

Детям часто нравится гладкость и стремительность речи в стихах, а также циклическое повторение куплета в песнях. Используйте рифмованные строки, чтобы научить ребенка одеваться или есть самостоятельно (или самому выполнять отдельные операции процедур самообслуживания). Пойте малышу любимую песню, когда хотите его наградить. Используйте аккомпанемент песен и стихов, когда малыш выполняет физические упражнения: прыгает в длину или высоту, карабкается по брусьям, качается на качелях. Вполне возможно из-за привычки к песням и стихам, у ребенка сформируется особое поощрение — прочесть ему стих и/или спеть песню. Заметьте, это поощрение будет НЕПИЩЕВЫМ, что немаловажно в процессе обучения.

 

Играем с дошкольниками

Ролевые игры

Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь ребенку восполнить эти моменты, попробуйте играть с ним в такие игры:

  • Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;
  • Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;
  • Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;
  • Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;
  • Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;
  • Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;
  • Играйте в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.

Если у вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре. Перенесите в игру то, что ребенок любит в реальной жизни, например:

  • Прогулки на площадке
  • Детей, катающихся поочередно на горке
  • Качели и карусель
  • Голубей и кошек
  • Сервировку стола
  • Купание в бассейне или ванне

В помощь вам наборы сюжетных конструкторов (Лего и аналоги), самодельные игрушки из картона и пластиковые фигурки людей и животных.

В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий наклейками, леденцами и другими особыми угощениями.

Сенсорные игры

У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые (тогда они начинают усиленно искать способы догрузить простаивающие каналы восприятия). Детям с РАС важно предложить подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу и исподволь помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям. Попробуйте такие занятия:

  • Ванна с фасолью или рисом.Как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;
  • Рисование по крему для  бритья.Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола;
  • Создайте «водяную стену»:расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки;
  • Ансамбль барабанов.Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью;
  • Предлагайте ребенку различные виды еды(но не забывайте о диете – если вы ей следуете) — с разной текстурой, хрустом, и вкусом;
  • Используйте вращающийся стул, чтобы кружить ребенка;
  • Купитенебольшой трамплин;
  • Подвесьте под потолок качели;
  • Шведская стенка.Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте малыша подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах;
  • Кольца и перекладина.Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.
  • Посещайте игровые площадки: ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья), уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.
  • Детский транспорт. Учите ребенка кататься на специальных тележках в форме машин и мотоциклов, на самокатах и особых велосипедах без педалей (велобегах).

ПОМНИТЕ! Физические упражнения помогут ребенку лучше чувствовать тело, гармонизируют равновесие, улучшат проприоцептивную чувствительность и даже могут  повлиять на развитие навыков речи. Об этом свидетельствуют отзывы многих родителей, которые отмечают значительный прогресс в физических навыках в дошкольном возрасте, происходивший чуть ранее прорывных коммуникационных успехов, в том числе по речи. Не переусердствуйте: если ребенок проявляет тревожность или волнение, не давите на него слишком сильно. Постоянное медленное движение вперед предпочтительнее резких рывков.

Умение ждать своей очереди

Делать ходы и выполнять действия по очереди трудно каждому дошкольнику, но особенно тяжело это умение дается детям с РАС. Попробуйте такие идеи:

  • Когда ваш ребенок играет с игрушкой, попросите его о своей очереди. Не дожидайтесь ответа, просто возьмите игрушку, немного с ней поиграйте и верните ее ребенку. Когда ребенок хорошо усвоит, что ему отдадут игрушку, он будет охотнее ею делиться;
  • Возьмите игрушку с огоньками и музыкой, и играйте с ней сами. Передайте ее ребенку и скажите: «Твоя очередь». Включите в занятие еще нескольких детей или взрослых – пусть игрушка идет по кругу.
  • Запускайте по очереди юлу, стучите в барабан, гремите кастаньетами, дуйте в дудку, выдувайте мыльные пузыри – используйте простые инструменты, длительность одного сеанса игры с которыми мала и которые можно быстро передать партнеру.

Совместное внимание

Дети с РАС часто лишены разделенного внимания (общее внимание двух людей к одному и тому же объекту или синхронизация внимания между двумя и более людьми). Однако и этот недостаток можно исправить в игре:

  • Когда ребенок играет с игрушкой, заберите ее и покажите пальцем какие-то ее особенности (уши у плюшевого медведя). Попросите ребенка повторить за вами.
  • Просите ребенка подробно описать объект, на который он смотрит: какой высоты, какого цвета, какой формы, такой ширины.
  • Дуйте в свисток, дудку или губную гармошку и просите ребенка сказать, что только что прозвучало.
  • Исполняйте разные мелодии на музыкальном инструменте.
  • Просите ребенка описывать предметы на улице, называть, что перед ним.

Поощряем имитацию

Имитация – это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков. У детей с РАС умение имитировать и повторять за другим человеком часто страдает. Попробуйте такие игры:

  • Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела, и просите ребенка повторить за вами;
  • Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете;
  • Копируйте поведение своего ребенка с РАС. Делайте это до тех пор, пока он не заметит вашего обезьянничания;
  • Если у вас есть, кого поставить в пару, просите одного ребенка быть зеркалом другого – когда первый совершает движение, второй должен за ним безошибочно и вовремя повторять.

Поощряйте успехи ребенка наградами!

Установление контакта с ребенком с аутизмом может быть очень тяжелой задачей. Новые игры могут ему поначалу не нравиться.

Нужно раз за разом повторять попытки вовлечь его в занятие, продвигаясь вперед небольшими шагами. Наберитесь терпения и сил: итог работы того стоит!

                                                    Подготовил: учитель-дефектолог Турович Н.М.

 

 

свернуть

Как побудить ребенка с аутизмом чаще обращаться к вам с просьбами

Очень часто родители детей с расстройством аутистического спектра сталкиваются с тем, что дети не могут сообщить, чего они хотят. Навык, который для обычных людей кажется чем-то самим собой разумеющимся, для ребенка с аутизмом требует отдельной отработки и усвоения. Возможность сказать, что ты голоден, тебе больно, или ты нуждаешься в помощи, жизненно необходима – поэтому нельзя недооценивать ее важность.

Вот несколько идей, как мотивировать вашего ребенка обращаться к вам чаще:

  1. Если ребенок не умеет говорить, просите указывать на необходимый предмет пальцем. Не давайте нужный объект, пока на него не будет направлен палец. Если ребенок не понимает, что от него требуется, берите его руку в свою и направляйте указательный палец куда необходимо.
  2. Ограничьте доступ к любимым предметам. Это поможет создать ситуацию, когда ребенок неоднократно должен будет просить вас о том, что ему нужно.
  3. Сразу предлагайте готовый пример вместо того, чтобы спрашивать «Чего ты хочешь?» в надежде, что ребенок сам сформулирует свою мысль. Например, когда ребенок тянется за печеньем, заставляйте его произнести «Пожалуйста, печенье» (или произносите эти слова сами, если он не может использовать речь). Ваша цель – научить ребенка самого выражать свои желания, а не полагаться на ваши вопросы.
  4. Постепенно снижайте объем помощи, которую вы оказываете ребенку. Если ему нужна ваша поддержка, пусть он о ней попросит. Если он обойдется без нее, тем лучше – ребенок стал еще самостоятельнее. Продвигайтесь вперед максимально плавно и требуйте от ребенка лишь незначительных добавочных действий. Используя вечный метод проб и ошибок, вы сможете определить, какой темп сокращения помощи лучше всего подходит вам и ребенку.
  5. Никогда не упускайте возможности для учебы, даже если вам кажется, что ребенок не реагирует на ваши действия. Если вдруг вы купили набор игрушек, которые слишком сложны для ребенка, постарайтесь, тем не менее, продемонстрировать ему как в них можно играть, как это весело и интересно. Используйте и собственный пример, и метод «рука в руке». Привлекайте братьев и сестер, или используйте мягкие игрушки: давайте плюшевым собачкам или кошкам распоряжения и пусть они «выполняют» их. Затем требуйте того же от ребенка.
  6. Используйте любимые занятия: если ребенку нравится, как вы ему поете или читаете стихи, пусть он отдельно просит о каждом новом. Но не передавите: следите, сохраняет ли ребенок интерес, и старайтесь понять, готов ли он приложить усилия, чтобы попросить о новой песне, или этот труд окажется для него настолько сложным, что песни уже не захочется. Наращивайте требования по мере достижения успехов и не торопитесь просить все больше и больше.
  7. Старайтесь видеть прогресс, каким бы незначительным он ни был.Сразу же выполняйте просьбу, если ребенок смог ее сформулировать (даже путем, отличным от того, что вы ожидали). Добились зрительного контакта и первой буквы нужного слова? Это уже хорошо. Стимулируйте настойчивость и готовность к обучению, учитывайте силы и возможности ребенка и не требуйте слишком многого за один раз. Если же вы получили неправильный ответ или просьбу, помогите ребенку исправить свою ошибку (например, направьте палец туда, куда нужно или заставьте повторить за вами правильную фразу).

И, напоследок, самый главный совет: учеба должна быть веселой и увлекательной!

                                                              Подготовил: учитель-дефектолог Турович Н.М.

 

свернуть

Взаимодействие учителя-дефектолога с законными представителями воспитанников

Вовлечение родителей в работу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет учитель-дефектолог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Учитель-дефектолог играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-дефектолога.

В рамках первого направления учителем-дефектологом проводится:

- знакомство родителей с результатами обследования;

- формирование адекватной оценки родителями состояния речевого развития ребенка;

- повышение компетентности по вопросам речевых расстройств;

- знакомство с методами коррекционно-развивающей работы;

- консультация по вопросам необходимости дополнительного медицинского обследования;

- знакомство с возможными видами пособий по организации развивающих занятий в домашних условиях;

- формирование положительной мотивации к взаимодействию со специалистами

Реализация коррекционно-обучающего направления предполагает:

- привлечение родителей к принятию активного участия в коррекционном процессе;

- обучение родителей приёмам логопедических воздействий;

- обучение всевозможным видам работы с дидактическими пособиями

Мониторинговая работа предполагает:

- выявление инициативности родителей в вопросах сотрудничества;

- изучение отношения родителей к ребенку и его речевому нарушению;

- анализ степени усвоения родителями приемов коррекционной работы;

- установление эффективности выбранных форм работы с родителями;

- анализ качества сотрудничества.

Данные, полученные в результате мониторингового изучения, служат показателем результативности взаимодействия учителя-дефектолога и родителей, а также применяются для выработки эффективных способов сотрудничества, которые могут повысить продуктивность коррекционного процесса .

К формам взаимодействия учителя-дефектолога и родителей при коррекции речи детей с ТНР можно отнести следующие:

1. Индивидуальное консультирование родителей. На протяжении учебного года необходимо систематически проводить индивидуальное консультирование родителей по плану специалиста, по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников учреждения дошкольного образования с согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

Консультирование целесообразно проводить совместно с педагогом-психологом. Педагог-психолог исследует личностные особенности детей; консультирует родителей по результатам диагностического обследования; помогает скорректировать условия семейного воспитания.

Учитель-дефектолог в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны; обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки; подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома. Таким образом, с родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи учителя-дефектолога с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

Задачи специалистов дошкольного учреждения состоят в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка; выбрать правильное направление домашнего обучения; вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления трудностей в обучении, речевом развитии, в познавательной деятельности; наполнить конкретным содержанием рекомендации по выполнению заданий на закрепление полученных знаний детьми.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями: анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях; особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи индивидуальной беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность.

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-дефектолога является тетрадь для домашних рекомендаций - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется учителем-дефектологом один раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

2. Групповые формы работы с родителями.

Работу с родителями детей, поступивших логопедическую группу учреждения дошкольного образования, необходимо выстраивать поэтапно, начиная с первого родительского собрания.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах. Групповые родительские собрания проводятся три раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям необходимо уделять особое внимание, тщательно готовиться к их проведению, анализировать каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Собрание необходимо назначать во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом; консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.

Также одной из форм групповой работы являются тематические консультации. Выступая перед родителями, учитель-дефектолог рассказывает об особенностях работы с детьми в специальных (коррекционных) группах, дает советы родителям детей с нарушениями речи, организуется просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. В начале года на занятиях показываются приемы работы по развитию речи, обучению грамоте, а в конце родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Все это способствует формированию у родителей адекватной оценки развития их детей.

свернуть

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

Консультация
развернуть

Как правильно организовать домашнее логопедическое задание?

Советы учителя-дефектолога
развернуть

Формирование связной речи

Консультация
развернуть

"Слушаем, слышим, различаем"

Альбом по активизации работы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
развернуть

Дисграфия: что это и как ее предотвратить

Десять советов по развитию речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практикинормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

  Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Учитель-дефектолог Маликова Наталья Николаевна

свернуть

Игры и задания для формирования навыка звукового анализа у детей с тяжелыми нарушениями речи

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры.

Игры для выделения звуков в

«Найди общий звук»

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»

Чайник, очки, ключи (Ч).

Жаба, лыжи, жук (Ж).

Липа, лес, соль (ЛЬ).

Репа, букварь, крепость (РЬ).

Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).

Стул, лодка, лампа (Л).

Воробей, павлин, иволга (В).

Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.

«Найди лишнее слово»

В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово.

Щука, плащ, шерсть, клещи.

Кукла, мяч, чайник, чашка.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

«Собираем пуговки»

Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он кладет в бутылочку пуговицу. Когда все пуговицы собраны, бутылочка закрывается завинчивающейся пробкой.

Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на нитку, выкладывать мозаику.

Игры, помогающие определить место звука в слове

«Любопытный»

На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

- Где был? – На балконе.

- Кого видел? – Бульдога.

- Куда собираешься? – В булочную.

- Что будешь покупать? – Баранки.

- Куда поедешь? – В Бразилию.

- Что на тебе надето? – Блуза.

- Кем работаешь? – Бухгалтером и т.д.

«Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Взрослый ходит с куклой в руках по комнате и говорит:

- …иван, …каф, …тул и т.д. Что хотела сказать кукла?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: «Сто…, сту…, тарелк… и т.д.»

«Подарки лесным зверюшкам»

Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям - лесным зверюшкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Например: зайчику – зонтик, звонок, задачник;

лисенку – леденец, лежак и лейку;

лосенку – лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?

«Цепочка»

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета стал бы первым звуком в названии другого предмета.

Например: автобус – стул – лампа - …

Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки (игрушки). Затем ребенку предлагается нарисовать ряд предметов, чтобы получилась цепочка.

Учимся различать согласные твердые и мягкие

«В Зоопарке»

Ребенку дается задание: «Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, лев, конь, кот, медведь, волк. Раздели их на 2 группы: есть в названии мягкий звук – положи игрушку слева, нет – справа от всех остальных. Сколько игрушек в каждой группе? (5 и 3)

Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твердый согласный звук, зеленой – мягкий согласный звук, красной – гласный звук».

«Упрямые Звуковички»

Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч взрослому.

Например: Б-БЬ, Т-ТЬ, К-КЬ.

Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный, а ребенок в ответ – большого «братца», т.е. твердую пару названного звука.

Например: ВЬ-В, КЬ-К.

«Волшебный дартс»

Ребенку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадает в синий сектор, то ребенок придумывает слово, начинающееся на твердый согласный звук. Если в зеленый сектор – на мягкий согласный звук. Если в красный сектор – слово должно начинаться с гласного звука.

Игры на дифференциацию звуков

«Раскрась – не ошибись»

Ребенку предлагается раскрасить предметы на картине карандашами желтого и синего цветов. Если в словах есть звук Ж – желтым цветом, если звук З – синим: ваза, роза, жираф, желудь, жилет, звезда, пижама, флажок, кружок, мимоза, гвоздика.

«Собери букет»

На листе бумаги нарисованы две вазы. В каждой вазе надо дорисовать букет, но в первую вазу можно поставить лишь те цветы, в названии которых слышен звук Р (ромашка, роза, георгин …), а во вторую вазу – лишь те цветы, в названии которых есть звук Л(ландыш, фиалка, гладиолус …).

«Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Взрослый просит ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р – крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы толь со

звуком РЬ – двери, козырек, (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Ребенку можно помочь вопросами:

Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?

Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?

Какие кустарники нарисуем возле дома: смородина, сирень?

Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

« Кто быстрее соберет вещи»

На листе бумаги нарисованы два чемодана. На них символы звуков С и Ш. Вокруг разложены картинки с изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов. Взрослый просит ребенка «разложить» данные картинки по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Очень важно сделать их активными участниками педагогического процесса, научить адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Предложенные вашему вниманию игры и упражнения вы можете выполнять со своим ребенком дома. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.

свернуть

Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Консультация для родителей
развернуть

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.

В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь учітеля-дефектолога.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («молоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик).

В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и и использовании различных типов слогов.

Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой)

1-класс: двусложные слова, состоящие из открытых слогов (папа, каша).

2-класс: трехсложные слова состоящие из открытых слогов (панама, корова).

3-класс: односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, рот).

4-класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом (полет, банан).

5-класс: двусложные слова со стечение согласных в середине слова (палка, сумка).

6-класс: двусложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7-класс: трехсложные слова с закрытым слогом (пароход, пешеход).

8-класс: трехсложные слова со стечением согласных (ромашка, улитка).

9-класс: трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом (кораблик, кузнечик).

10-класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных (хлопушка, матрешка).

11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, крот).

12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, фрукты).

14 класс: четырехсложные слова с открытыми слогами (черепаха, кукуруза).

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» в место нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

 

Что же такое ритм? Существует два вида ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или разной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости и длительности, хлопки одинаковой силы) а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок).  Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

 

Игра «Пирамидка» - проговаривать слоговую структуру слова, нанизывая столько колец, сколько слогов в слове.

 

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

 

«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из киндер-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

 

«Найди картинку» Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Для отработки слоговой структуры незнакомых слов ребенку желательно предъявлять иллюстрации (картинки можно подобрать в Интернете), так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов. С иллюстрациями работа над словами становится более занимательной.

Например, научив ребенка правильному проговариванию и прохлопыванию нескольких слов, ему можно предложить игру «Что пропало?». Используются несколько картинок с уже пройденными словами. Он их называет, запоминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие картинки пропали.

Можно также поиграть в игру «Запомни, назови». Выложив несколько картинок, попросите ребенка назвать их и запомнить порядок их расположения. Закрыв глаза, ребенку нужно назвать картинки в том же порядке. Порядок расположения картинок нужно неоднократно менять. Таким образом, ребенок произносит слово многократно, но это занятие не вызовет у него скуку. Такая игра, помимо отработки слоговой структуры слов, хорошо развивает зрительную память и приучает к восприятию какого-либо ряда слева-направо, что является одним из необходимых навыков при обучении грамоте.

Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу над слоговой структурой нужно не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а всегда со слов 1 типа.

Хочется отметить, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

свернуть