Педагогический проект "Информатика без розетки"

В учреждении дошкольного образования реализуется областной педагогический проект
Минского областного института развития образования"
"Развитие интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики"
в рамках республиканского проекта "Информатика без розетки"

https://informatika.park.by/

Сроки реализации проекта: 2020-2022 гг.

Координатор проекта: Минский областной институт развития образования.

Руководитель педагогического проекта: заведующий Нецветаева Елена Михайловна.

Координатор педагогического проекта: заместитель заведующего по основной деятельности Алексеева Наталья Николаевна.

Участники педагогического проекта: воспитатели дошкольного образования Мурин Алена Владимировна, Насанович Валентина Михайловна, Ошуркевич Ирина Владимировна, Кондратович Алеся Дмитриевна, педагог-психолог Черных Анна Сергеевна; воспитанники старших групп.

В декабре 2020 года педагоги учреждения получили поощрительные призы Парка высоких технологий за участие в открытом конкурсе "Информатика без розетки".  Наше учреждение за участие в областном проекте получила подарки от Парка высоких технологий: ламинатор и канцтовары для детей, 20 детских маек с логотипом проекта и 3 байки для воспитателей. Теперь у юных интеллектуалов и их педагогов есть своя форма!

  

Педагоги учреждения получили сертификаты Парка высоких технологий.

Игровых комплексы Парка высоких технологий внедрены в нерегламентированные виды деятельности.

На базе учреждения создан ресурсный центр по развитию алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики. 

Организована работа районной творческой группы "Информатика без розетки", которую возглавляет заместитель заведующего по основной деятельности Алексеева Наталья Николаевна. 

  

Для детей старшего дошкольного возраста по запросам родителей организована  образовательная услуга "Информатика без розетки"

О ХОДЕ ПРОЕКТА ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА МОГУТ УЗНАТЬ в тематическом блоге творческой группы "Информатика без розетки"

 

Видеоматериалы Парка высоких технологий для учреждений дошкольного образования

Завершающий отчет о ходе реализации проекта

Консультант педагогического проекта: Калацей Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования»

Руководитель педагогического проекта: Нецветаева Елена Михайловна, заведующий, +375(29)3651574, fdsad5@schoolnet.by

Общие сведения

Название учреждения: государственное учреждение образования «Ясли-сад № 5 г. Фаниполя», заведующий Нецветаева Елена Михайловна.

Тема педагогического проекта: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики». Сроки реализации педагогического проекта: 2020 – 2022 гг.

Участники реализации педагогического проекта (согласно приказу управления по образованию, спорту и туризму от 07.09.2021 № 463):

воспитатели дошкольного образования Насанович Валентина Михайловна (1-я квалификационная категория), Мурин Алена Владимировна (молодой специалист), педагог-психолог Черных Анна Сергеевна (2-я квалификационная категория);

воспитанники старших групп № 10, 11.

Социальные партнеры: Парк высоких технологий, государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования».

Консультант педагогического проекта: Калацей Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Минского областного института развития образования.

Отчет составил: заведующий Нецветаева Елена Михайловна.

Дата составления отчета: 29.04.2022.

Актуальность проекта

Актуальность педагогического проекта заключается в его направленности на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики и определена следующими условиями: востребованностью развития логического и алгоритмического мышления старшего дошкольника; формирования его способности к анализу и синтезу.

Выбор технологии алгоритмизации как педагогического средства обусловлен поиском новых форм продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольного образования и старших дошкольников; формированию интеллектуальной готовности воспитанников старших групп к обучению на первой ступени общего среднего образования; более активному вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс.

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр по развитию логического и алгоритмического мышления.

Задачи:

  1. Разработать комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по развитию логического и алгоритмического мышления и их апробация в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.
  2. Создать психолого-педагогические условия для формирования логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования разработанного интегрированного комплекса дидактических игр.
  3. Повысить профессиональную компетентность воспитателей дошкольного образования в овладении системой целенаправленного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста путем рациональной организации личной профессионально-дидактической деятельности педагога и деятельности детей.
  4. Отработать механизмы взаимодействия и обмена опытом между воспитателями дошкольного образования и учителями начальных классов учреждений общего среднего образования в целях подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению на І ступени обучения и воспитания.

Содержание работы участников проекта

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики» реализовывался в течение двух лет. Для его реализации было организовано психолого-педагогическое и методическое сопровождение, которое осуществлялось на основании программы реализации педагогического проекта.

На 1 этапе реализации педагогического проекта шло формирование команды педагогов, их обучение. 7 педагогов учреждения (заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, 4 воспитателя дошкольного образования, педагог-психолог) прошли онлайн-курсы «Информатика без розетки: для начинающих», «Информатика без розетки: тьютор проекта» в рамках образовательного проекта «Программирование — вторая грамотность» с получением сертификатов.

С целью популяризации идей педагогического проекта, оказания консультационной помощи педагогическим работникам учреждений дошкольного образования Дзержинского района по повышению профессионального уровня в вопросах развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики в 2021/2022 учебном году приказом управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома от 27.07.2021 № 398 «О создании ресурсных центров» на базе учреждения создан ресурсный центр по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики. Организована районная творческая группа «Информатика без розетки». Руководитель группы – заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 5 г. Фаниполя» Алексеева Н.Н.

Творческой группой подготовлены и проведены занятия для педагогов района, на которых рассмотрены следующие вопросы:

особенности реализации педагогического проекта «Информатика без розетки»;

актуальные направления и содержание деятельности занятий по данному проекту;

обзор методических материалов по программе объединения по интересам «Информатика без розетки»;

по созданию предметной развивающей среды для реализации программы объединения по интересам «Информатика без розетки»; критерии и показатели алгоритмической грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста;

авторские игры по формированию алгоритмической грамотности детей старшего дошкольного возраста.

На заседании творческой группы педагоги учреждений Дзержинского района имели возможность представить опыт работы по индивидуализации дифференциации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста посредством реализации программы объединения по интересам «Информатика без розетки». Молодой специалист учреждения Мурин А.В. подготовила для педагогов района видеопросмотр занятия по данной программе.

С целью повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования проведены консультации «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений»; «Дидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста по формированию пространственного ориентирования»; семинар-практикум «Использование алгоритмов в формировании элементарных математических представлений воспитанников раннего и дошкольного возраста».

Для открытого конкурса «Информатика без розетки – 2021» подготовлено видеозанятие в номинации «Опыт тьютера» на тему «Формирование элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр и упражнений» (воспитатель дошкольного образования Насанович В.М.), в ходе которого продемонстрированы авторские дидактические игры и упражнения на формирование логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На официальном сайте учреждения в разделе «Ресурсный центр» (https://sad5-fanipol.schoolnet.by/resursnyi-centr) создан блог творческой группы «Информатика без розетки» (https://fansad5.blogspot.com/), в котором размещаются практические материалы по реализации педагогического проекта.

В рамках реализации педагогического проекта дополнительно к игровому модулю «Кейс Информатика без розетки», за который педагоги учреждения получили поощрительные призы Парка высоких технологий в открытом конкурсе «Информатика без розетки – 2020» (номинация «Творческая мастерская»), создан игровой модуль, состоящий из 14 дидактических игр, из которых 3 игры – на знакомство с логической операцией отрицания, на построение высказываний с частицей «не» («Проказник лук», «Повар готовил обед», «Кинотеатр»); 2 игры – на построение истинных и ложных высказываний («Гуси-лебеди», «Полезно-вредно»); 2 игры – на отрицание по аналогии («Три медведя», «Кто в доме живет?»); 2 игры – на знакомство с логической операцией «И» («Я здоровым быть хочу», «Полезные продукты»; 4 игры – на знакомство с операцией кодирования («Я повар», «Одевайся не по моде – одевайся по погоде. И болеть тебе тогда не придется никогда!», «Мой режим дня», «Чистый двор»); 1 игра – на знакомство с алгоритмами («Белорусский бренд»). Дидактические игры данного игрового комплекса направлены на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о свойствах предметов и явлений; развитие умения группировать, обобщать, классифицировать как на наглядном, так и на вербальном уровне через понятия; выбирать возможные варианты действий из числа предложенных; воспитывать умение сотрудничать в игре со сверстниками. Данные игры апробированы в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

В рамках педагогического проекта в течение 2021/2022 учебного года педагоги учреждения работали над созданием проектного методического продукта по следующим темам: «В гости к книге», «Секреты здоровья», «Дзе жывуць беларускія словы», «Цветочная палитра», «Дружат дети всей планеты» согласно учебной программе дошкольного образования, теме курса «Информатика без розетки» (приложения 1-5).

В течение работы над проектом педагоги учреждения активно вовлекали родителей воспитанников в его реализацию. Для родителей проведена экскурсия в ресурсный центр, где было рассказано о реализуемом педагогическом проекте, продемонстрированы варианты игр, показано видеозанятие. Запущен челлендж «Информатика без розетки» (https://fansad5.blogspot.com/2022/04/blog-post_26.html). Цель челленджа: популяризация идей использования дидактических игр по развитию логического и алгоритмического мышления для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях. Идея челленджа: каждый участник получает в конверте задание кота Алесика и выполняет их, привлекает в случае необходимости к решению головоломок родителей. Из бесед с родителями, которые выполняли задания вместе с детьми, было отмечено, что подача информации для детей доступна и интересна. Родители включились в процесс решения заданий кота Алесика вместе с детьми, смогли оценить задания проекта. Был сделан вывод, что при грамотном подходе к вопросу ребенок может получать информацию комплексно, изучая основы счета, пространственное мышление, логику и многие другие навыки. Дополнительно на сайте учреждения размещены примеры дидактических игр и упражнений, которые направлены на развитие у детей старшего дошкольного возраста алгоритмического мышления и логики (sad5-fanipol.schoolnet.by/проекты/педагогический-проект-информатика-без-розетки/родителям). Завершена работа над созданием виртуального кейса дидактических игр по программе по интересам «Информатика без розетки» (https://view.genial.ly/6262908d3cdba10011dc38f8/interactive-content-didakticheskie-igry).  

На базе учреждения в 2021/2022 году по запросам родителей организованы занятия образовательной услуги «Информатика без розетки» для воспитанников старших групп. Занятия ведет воспитатель дошкольного образования Насанович В.М. (1-я квалификационная категория), которая имеет сертификаты Парка высоких технологий  «Информатика без розетки: для начинающих», «Информатика без розетки: тьютор проекта» в рамках образовательного проекта «Программирование — вторая грамотность». На занятиях образовательной услуги «Информатика без розетки» дети развиваются и обучаются играя. Образовательный процесс полностью построен на использовании дидактических (обучающих) игр, в том числе и авторских, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, в частности на активизацию и развитие логического мышления и алгоритмических умений у дошкольников. Появление сказочного персонажа – кота Алесика, – как правило, удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить и выполнить его просьбу. Алесик мотивирует и побуждает детей к познавательной деятельности. В то же время иногда возникали вопросы при работе в парах с выбором напарников и распределением ролей.

Родителями оказана помощь в изготовлении дидактических игр к игровому комплексу «Информатика без розетки», при подготовке к конкурсу по оснащению центров познавательного развития, пошит кот Алесик. Для родителей подготовлены консультации «Зачем информатика нужна дошкольнику?», «Информатика через игру». На официальном сайте учреждения дошкольного образования для родителей размещены игры и упражнения по развитию математического мышления посредством алгоритмики. Дана ссылка на тематический блог творческой группы «Информатика без розетки». С целью оперативного взаимодействия и обмена информацией с родителями педагоги учреждения активно использовали Viber.

В рамках круглого стола учителей, работающих на первой ступени общего среднего образования ГУО «Средняя школа № 1 г. Фаниполя», проинформировали о реализации в учреждении дошкольного образования  педагогического проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики», обсудили видеозанятие Мурин А.В., предложили обзор дидактического модуля «Кейс «Информатика без розетки», игровой модуль «Информатика без розетки», обсудили предметное содержание дидактических игр. Организован просмотр видеозанятий с дальнейшим их обсуждением.

При реализации проекта апробирован комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по развитию логического и алгоритмического мышления; реализована система методов и форм, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.

Оценка результатов реализации педагогического проекта

Критерий: профессиональная компетентность педагогов.

Показатели:

положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, новаторство;

профессиональные и личностные достижения педагогов;

участие в конкурсах педагогического мастерства;

трансляция педагогического опыта.

Способ измерения: посещение занятий, анализ участия в конкурсах, работе творческой группы «Информатика без розетки».

Оценка результатов:

Посещение занятий показало повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области теоретических и практических знаний в направлении работы проекта. Отмечается индивидуализация и дифференциация образовательного процесса за счет использования в образовательном процессе разработанных дидактических игр по развитию логического и алгоритмического мышления (в том числе и авторских).

Педагоги учреждения, участвующие в проекте, активно обменивались опытом с коллегами из других учреждений района на заседаниях творческой группы «Информатика без розетки», сайте учреждения, открытых занятиях, в творческом блоге «Информатика без розетки». Педагоги учреждения, педагоги Дзержинского района получили возможность познакомиться с основами алгоритмики, многие стали тьюторами. В отдельных учреждениях открыта образовательная услуга «Информатика без розетки», в том числе и на базе нашего учреждения дошкольного образования.

Проект позволил выявить мотивированных педагогов на участие в открытом республиканском конкурсе «Информатика без розетки-2020», «Информатика без розетки-2021»; привлечь их к созданию авторских методических продуктов, в том числе виртуального кейса дидактических игр по программе по интересам «Информатика без розетки».

Критерии: сформированность наглядно-схематического мышления старших дошкольников; свойств внимания; развитие логических операций.

Показатели:  умение пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в пространстве; умение соотносить одновременно два параметра; способность ориентироваться по одному-двум признакам; развитие операций анализа, сравнения и обобщения.

Способ измерения: диагностика воспитанников, наблюдение, интервьюирование участников образовательного процесса.

Оценка результатов:

Методика «Лабиринт»

Вид диагностики

Результаты диагностирования, чел

<18

18-23

24-30

31-37

38-44

стартовая

1

4

9

3

1

итоговая

0

0

5

6

8

Характер изменений в распределении воспитанников по уровням сформированности наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в пространстве) позволяет говорить о положительной динамике в группе, проявляющейся в увеличении процента детей с высоким уровнем (44% от общего количества детей) развития пространственных представлений и полным отсутствии детей с низким уровнем сформированности.

Тест Когана

Вид диагностики

Результаты диагностирования, чел

низкий

средний

высокий

стартовая

1

3

14

итоговая

0

2

16

Прослеживается положительная динамика, связанная с увеличением количества детей с высоким уровнем сформированности свойств внимания. В ней не стало детей с низким уровнем. В большинстве своем  (89%) воспитанники могут детально соотносить одновременно два параметра и имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления. 11% воспитанников способны ориентироваться по одному-двум признакам.

Методика «Самое непохожее» (А.Л.Венгер)

Вид диагностики

Результаты диагностирования, чел

низкий

средний

высокий

стартовая

4

12

2

итоговая

0

6

12

В группе воспитанников прослеживается положительная динамика, проявляющаяся в увеличении числа детей с высоким уровнем развития и уменьшении детей со средним и низким уровнями развития логических операций. Воспитанники распределились по двум уровням          сформированности – среднем и высоком (при отсутствии низкого). Практически 2/3 опрошенных демонстрируют высокий уровень развития операций анализа, сравнения и обобщения признаков, ориентируясь на все признаки предметов, перечисляя их, 1/3 воспитанников обладают средним уровнем развития данных операций.

По результатам наблюдений, у детей, участвующих в проекте, отмечается стремление строить развернутые предложения, появилось понимание правил работы в парах, малых группах. Дети научились «слышать» друг друга, вступать во взаимодействие, брать на себя ответственность, делать выбор.

Можно отметить высокую степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса. Из интервью участие в проекте положительно сказалось на развитии интеллектуальных способностей детей. Важен тот факт, что ценность личности обучающегося реализовывается в деятельности. Воспитанники научились планировать, придумывать и корректировать, применяя весь спектр своих творческих возможностей. Сами воспитанники проявляют активность и заинтересованность в решении тех или иных задач курса.

Проблемы и перспективы реализации педагогического проекта

Реализация запланированных мероприятий календарного плана на 2021/2022 учебный год составила 100%.

Реализация педагогического проекта способствовала:

созданию психолого-педагогических условий для формирования логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования разработанного интегрированного комплекса дидактических игр;

практическому решению вопросов развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики;

повышению профессиональном компетентности педагогов учреждения в овладении системой целенаправленного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста путем рациональной организации личной профессионально-дидактической деятельности педагога и деятельности детей;

повышению уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством предоставляемых услуг, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики, перспективами дальнейшего развития обучающихся;

расширению социально-педагогического партнерства между учреждениями дошкольного образования, в том числе Парком высоких технологий и государственным учреждением образования «Минский областной институт развития образования»;

внедрению современных форм в работе с родителями.

Негативным условием, влияющими на реализацию педагогического проекта оказалась эпидемиологическая ситуация в стране: родители меньше стали обращаться за очной консультацией, опасаясь за свое здоровье и здоровье ребенка. В связи с этим некоторые мероприятия были переведены в дистанционный и видео-формат. Однако в этом есть и плюсы: мы освоили новую для нас форму работы как видеоконференция в режиме Zoom; научились работе с ведением профессионального блога, что нашло положительный отклик у педагогов и родителей, привлекло большую аудиторию, способствовало повышению имиджа учреждения.

Мы понимаем важность продолжения систематической и постоянной работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, поэтому продолжим работать в направлении расширения сетевого взаимодействия, планируем проведение различных мастер-классов для педагогов и родителей в этом направлении. Педагоги учреждения откликнулись на предложение Парка высоких технологий на участие в пилотном проекте по апробации практических заданий (экспериментов и опытов) в рамках разработки ПВТ новой образовательной программы для кружка в учреждениях дошкольного образования.

Отдельно хочется отметить эффективность такой формы работы, как челлендж для родителей и детей по совместному решению логических и алгоритмических задач.

В результате бесед с педагогами и родителями, выяснилась необходимость оказания консультативной помощи по развитию логического и алгоритмического мышления детей. Поэтому планируется подготовка цикла практических занятий по развитию логического и алгоритмического мышления детей, начиная со второго младшего возраста.

Также необходимо продолжать совершенствование предметных развивающих условий ресурсного центра, который является дополнительным развивающим и образовательным пространством.

Считаем реализацию педагогического проекта успешной и перспективной.

свернуть

Промежуточный отчет

В реализации 1 этапа педагогического проекта участвовали руководство учреждения дошкольного образования, воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог.

7 педагогов учреждения (заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, 4 воспитателя дошкольного образования, педагог-психолог) прошли онлайн-курсы «Информатика без розетки: для начинающих», «Информатика без розетки: тьютор проекта» в рамках образовательного проекта «Программирование — вторая грамотность» с получением сертификатов. Посещение занятий показывает повышение профессиональной компетентности педагогических работников  в области теоретических и практических знаний в направлении работы проекта. Отмечается индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

С целью широкого освещения общественности о реализации педагогического проекта на родительских собраниях в старших группах родители были проинформированы об участии в педагогическом проекте. Данная информация рассматривалась на заседаниях совета учреждения, Попечительского совета, собрании коллектива работников.

На официальном сайте учреждения дошкольного образования размещена рубрика «Областной педагогический проект в рамках республиканского проекта «Информатика без розетки», куда вошла информация для родителей и педагогов о реализуемом проекте; опубликованы примеры дидактических игр и упражнений, которые направлены на развитие у детей логики и алгоритмического мышления. Данные игры могут использоваться как педагогами учреждений дошкольного образования в специально организованной и нерегламентированных видах детской деятельности, так и родителями при организации детской деятельности в домашних условиях.

О ходе реализации педагогического проекта новости также размещаются в Instagram учреждения, в новостной строке официального сайта.

В рамках Школы управления Дзержинского района с презентацией хода реализации проекта, участия в открытом республиканском конкурсе «Информатика без розетки» выступила заместитель заведующего по основной деятельности Алексеева Н.Н. (Презентация).

С целью популяризации участия в педагогическом проекте для родителей воспитанников проведена квест-игра «Путешествие в Страну информатики», давались индивидуальные консультации.

В рамках подготовки к открытому республиканскому конкурсу «Информатика без розетки» создана творческая группа, которая разработала дидактический модуль «Информатика без розетки» (16 дидактических игр на развитие логического мышления детей дошкольного возраста), адресованное педагогическим работникам учреждений дошкольного образования для организации специально организованной и нерегламентированных видов детской деятельности.

В модуль вошли следующие направления:

знакомство с понятием «последовательность» (дидактические игры «Что из чего и как?», «Что сначала, что потом»);

развитие умения делать умозаключения (дидактические игры «Противоположность», «Заколдованные рыбы»);

развитие умения действовать согласно заданному линейному алгоритму (дидактические игры «Веселый маляр», «Бусы для лисы Алисы», «Мороженое»);

развитие пространственного мышления (дидактические игры «Разложи груз», «Покажи и расскажи», «Покупки в корзине»);

развитие логического мышления (дидактические игры «Заколдованные картинки», «Пятнашки», «Доктор Пилюлькин», «Судоку», «Времена года», «Разноцветные листья»).

Дидактический модуль, разработанный творческой группой совместно с родителями воспитанников, высоко оценен специалистами Парка высоких технологий и получил поощрительные призы по участию в открытом республиканском конкурсе «Информатика без розетки» в номинации «Творческая мастерская».

При организации нерегламентированных видов деятельности с воспитанниками педагоги учреждения использовали разработанные специалистами Парка высоких технологий конспектами занятий, дидактическими и наглядными материалами, методическими рекомендации по проведению игр и упражнений. Отмечен интерес детей к данным занятиям, несмотря на то, что справиться с заданием с первой попытки не каждому удавалось. Например, с трудом давалось построение ложных и истинных высказываний с частицей не. При выполнении заданий на выбор предметов с исключением одного признака из трех, дети исключали один признак, выделяли еще один, но про третий забывали и не учитывали его. Не всегда получалось выполнять игровые задания в команде. И здесь педагоги старались вовремя прийти на помощь, направляя их действия, разъясняя, показывая на примерах и т.д. От занятия к занятию стало заметно, что, размышляя и проговаривая ситуацию, воспитанникам стало легче и быстрее выполнять игровые задания.

Наиболее интересны для детей были эстафетные задания, задания с передвижением, с раздаточным материалом («Найди отличия», «Собери пазл» и др.). В этом случае было важно создать соревновательный дух, эмоционально поддержать.

Замечено, что дети очень хорошо откликаются на такой вид деятельности, как конструирование. Поэтому при помощи различных видов конструктора педагогами создавались разные игровые ситуации (алгоритмы). Дети с удовольствием выполняли графические диктанты, прохождение лабиринтов, а также задания на развитие пространственного мышления: различение понятия размера и формы, пространственных отношений между предметами, различение правой и левой стороны, на заданное направление и др.

Положительный момент игровых комплексов проекта — легкая переключаемость детей с одной деятельности на другую; живое общение детей, которого бы не было, если бы игровые комплексы подавались через компьютер. Налицо не только развитие логического мышления, но и развитие коммуникативных навыков. Ведь общаясь, дети начинают лучше понимать друг друга, учатся договариваться между собой и решать совместно поставленные задачи.

Также отмечено, что дети с увлечением рассказывают родителям о проводимых занятиях. От большинства родителей мы получили поддержку, хотя в начале проекта многие не понимали, как обучать ребенка информатике без использования компьютера. Недоумение вызывал и тот факт, что в учреждении имеется современный SMART-центр с компьютерной техникой, компьютерным столом и интерактивная доска. Индивидуальные и групповые консультации, общение on-line позволило не только расширить представления родителей об игровых комплексах проекта, но и постепенно сформировать потребность в совместной игровой деятельности. Демонстрируя использование развивающих комплексов в разных видах детской деятельности в условиях учреждения дошкольного образования, родители узнали, как важен процесс развития логического и системного мышления, алгоритмизации; как можно в увлекательной игровой форме научить ребенка самостоятельно приходить к решению той или иной проблемы, что в дальнейшем ему обязательно пригодится. Родителям предлагалось поиграть в подобные игры с детьми в домашних условиях. Некоторые из родителей даже признавались, что им нелегко давалось выполнение той или иной игровой задачи. Благодаря проделанной совместной работе у многих родителей в корне изменилось отношение к использованию детьми компьютеров и гаджетов.

Результаты диагностики (стартовая и итоговая) показали, что у воспитанников, участвующих в проекте, прослеживается положительная динамика по сформированности операций анализа, сравнения и обобщения результатов; распределении, переключении внимания, особенностей работоспособности воспитанников; сформированности наглядно-схематического мышления.

По итогам наблюдений, заметно развитие коммуникативных навыков у воспитанников групп, проявление творчества в решении тех или иных логических задач. Дети стали внимательнее, активнее. Если в начале проведения занятий воспитанники затруднялись в выстраивании алгоритма, то в настоящее время алгоритм выстраивают без труда, дети могут объяснить решение.

К сожалению, не все запланированные методические мероприятия календарного плана осуществлены ввиду неблагоприятной эпидемиологической ситуации по COVID-19. Обучение педагогов проходило в основном на онлайн-курсах. И здесь большое значение придавалось самообразовательной деятельности педагогов.

Хотелось бы обозначить трудности, которые возникли в ходе реализации педагогического проекта: недостаточность материально-технического обеспечения (нужна постоянная распечатка большого количества цветного материала при проведении диагностического обследования, подготовке к занятиям, изготовлении дидактических игр). Необходимо практикоориентированное повышение квалификации педагогических работников в контексте реализации педагогического проекта; обмен опытом с другими учреждениями дошкольного образования, участвующими в проекте; ознакомление с опытом российских коллег по данному вопросу.

В качестве задачи на предстоящий учебный год мы также выделяем продолжение работы по оснащению созданного центра развития логического мышления дополнительной мебелью, дидактическим и наглядным материалом, игровым оборудованием.

 

свернуть